Главная » Статьи » Кузнечное дело

Кузнечное - разумное, доброе, вечное.

                

Сегодня очевидно, что история кузнечного дела началась тысячелетия назад. С одомашнивания огня и первой нелепой обработки металла пройден долгий и неоднозначный путь. Так, даже «Accounts of Chemical Research» (журнал «Американского химического общества») утверждает, что более двух тысячелетий назад, используя неизвестные технологии, древние ремесленники наносили тонкие пленки металла на статуи и другие предметы. Данные операции не имеют аналогов даже сегодня и превосходят стандарты современных подобных работ. Ученые на страницах «Accounts of Chemical Research» пишут, этот уровень технологий современной обработкой металла еще не достигнут.

            В мировой мифологии кузнец всегда был наделён созидательной силой сверхъестественного характера, и обладал функциями бога-демиурга верховного порядка или предка. Кузнец создает весь спектр орудий из самых разнообразных металлов как библейский Тубал-Каин, но и волшебных палиц, как западно-семитский Кусар-ва-Хусас, или щита Ахилла, как греческий Гефест. Грузинский Пиркуши и осетинский Курдалагон также успешно производят сверхъестественное вооружение героев.

          В конце XIX-го в. ученые вывели общие черты в образе мифического кузнеца по основанию греческого Гефеста, Талоса и Дедала, кабардинского Тлепша, тюркского Эрлика, скандинавского Вёлунда и русского Божьего коваля Кузьмы-Демьяна. Этот образ состоит из следующих понятий:

  1. Подневольность. Гефест и Дедал находятся в заточении на острове, трудятся против воли и освобождаются, улетев по воздуху.
  2. Насилие. Вёлунд воспользовался состоянием опьянения Бёдвильд, и в этом Шрадер видит аналогию в попытке изнасилования Гефестом Афины.[1]
  3. Хромота. Все перечисленные персонажи так или иначе имели поврежденные ноги.

Кузнец у всех народов считался магом, он внушал трепет и жил обособленно.[2] Мифический кузнец не только изготавливает магическое оружие, но и выступает в качестве целителя, подтверждением чему является воспринятая от русской дохристианской культуры православная традиция святых русских кузнецов Бориса и Глеба.[3]  Необходимо также напомнить, что кузнец русской сказки кует горло волку для придания ему нужного голоса.

              Также важен в мировой мифологии момент змееборчества кузнецов. Именно кузнец хватает Змия раскаленными клещами за язык, впрягает его в плуг и пашет землю, после чего топит гада в море.[4] Этот мифологический мотив связывает кузнеца с богом-громовержцем. Эти образы переплетаются и в скандинавском, и в индийском и в греческом эпосах.[5]

              В древнеславянском эпосе божественным кузнецом также был бог Перун-громовержец и старший славянский бог Сварог.

 

 

Однако, если в Западной Европе боги-кузнецы внушали ужас, то славянская традиция признавала их за светлых родичей, пращуров и мастера кузнечного дела пользовались уважением. Безусловно, и здесь кузнецам приписывались способности сверхъестественного плана. Но кузнец на Руси был не малефикарием, наводящим порчу, а, напротив – мастером оберегов, защищающим людей, и выкованная им подкова оберегала избу от лиха. Браки, скрепленные кузнецом, исстари считались крепкими. Железо, секрет стали на Древней Руси были в почете, а ковка, как способ обработки металла при помощи огня, приравнивалась к священному ритуалу. Ковка применялась ко многим металлам, к ней присоединяется гнутьё и просечка, которые могут быть выполнены как по раскалённому, так и по холодному металлу. Надо ли говорить, что многие кованые изделия на Руси применялись в ратном подвиге, от них зависела жизнь воина, честь его страны? По этой причине они изготавливались в высшей степени мастерства.

 

            Часто в оружии, доспехе или бытовом оформлении славянские кузнецы использовали разнообразные художественные решения с высоким уровнем технического исполнения. Художественное кузнечное ремесло проявлялось в форме и конструкции замков, плетении кольчуги, оковке боевых шлемов и оружия, ажурных решеток, железных дверей и ворот.

           Отрадно, что сегодня, во времена пробуждения русского национального самосознания, из вкусовых предпочтений вытесняется ординарность типовых западных шаблонов и возвращается исконное мастерство художественной ковки.

              Современная ковка является улучшенным современными технологиями вариантом используемого наследия древнерусских кузнецов. Современная ковка увеличивает качество изделия, цветовые решения, превращая бытовые предметы в настоящие произведения искусства, долговечные и практичные.

        Современное кузнечное мастерство обладает изысканностью и эксклюзивным набором орнамента благодаря инновационным и компьютерным, трёхмерным проекционным технологиям и объёмному штампованию.  

                 Однако это не означает, что технологии далекого прошлого безвозвратно канули в Лету. И сегодня достаточно популярна горячая ковка. Однако современные технологии позволяют задать точный температурный режим для определённого материала и вида обработки. Многие кованые предметы интерьера, приобретающие ныне популярность, создаются именно с применением горячей ковки – это и кованая мебель, и её отдельные части, различные подставки, перила, светильники, беседки, козырьки, лавочки, ворота и заборы, кованые лестницы,кованые решетки, которые Вы можете заказать у нас.

 


[1] Шрадер О. Сравнительное языковедение и первобытная история, СПб, 1886. С.237

[2] Черных Е.Н. Металл – человек – время, М., 1972. С.185-188

[3] Миллер Вс.Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т.1 Асвины - Диоскуры, М., 1876. С.284

[4] Миллер Вс.Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т.1 Асвины - Диоскуры, М., 1876. С.279

[5] Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров. Исследования в области славянских древностей, М., 1974. С.92-96



Источник: http://kovka-shuya.ucoz.com/publ
Категория: Кузнечное дело | Добавил: Helder (14.08.2015) | Автор: Andrey E W
Просмотров: 807 | Теги: ковка, Художественная ковка, Ивановская область, Кованые ворота, Шуя, ковка +своими руками, кован, районы ивановской области, кованый вороты, холодная ковка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar